Кандидат филологических наук, звание — доцент. Доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ, старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Сфера научных интересов — грамматика современного русского языка, синтаксис и морфология, прагматика, дискурсивный анализ грамматических категорий, грамматический анализ текста, методология грамматических исследований.
1980 г. — закончила русское отделение филологического факультета МГУ. 1981-1984 гг. — аспирантура ИРЯ АН СССР, научный руководитель — Г. А. Золотова. 1983 г. — первая публикация. 1985 г. — защита кандидатской диссертации «Система именных каузативных синтаксем в современном русском литературном языке». 1985 г. — начало педагогической деятельности в высшей школе. Ст. преподаватель кафедры русского языка факультета начальных классов МГПИ им. В. И. Ленина, чтение лекций по курсу синтаксиса современного русского языка. 1985 −2004 гг. читала курс синтаксиса современного русского языка в МГПИ, МОПИ, МГПУ (филологический факультет), МГУ, полный курс современного русского языка в МГЗПИ и МГПУ (факультет начальных классов).
1983-2004 гг. опубликовано около 70-ти работ; из них наиболее важными являются:
О субъектной перспективе каузативных конструкций // «Вопросы языкознания» — М., 1985, № 2. — С. 123-132;
О моно- и полисубъектных версиях причинности // Современный русский синтаксис: Словосочетание и предложение. — Владимир, 1986. С. 79-90;
О взаимодействии каузации и авторизации // Каузальность и структура рассуждения в русском языке. М., 1993. — С. 120-127;
Идея субъектной перспективы в грамматике // «Русистика сегодня». — М., 1994, № 3. — С. 74-83;
О функциональной парадигме глагола БЫТЬ // Функциональная лингвистика: проблемы и перспективы. Материалы конференции. Ялта, апрель 1995. — Симферополь, 1995.
Причастные и деепричастные конструкции в тексте //Семантика языковых единиц. Доклады 5-ой Международной конференции. Т. 2, М., 1996. — С. 63-66
Синтаксис первых детских текстов // Проблемы детской речи — 96. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1996. — С. 14-16.
Коммуникативная грамматика русского языка. — М., 1998 (в соавторстве с Г. А. Золотовой и М. Ю. Сидоровой)
Глагол и глагольные категории на фоне субъектной перспективы текста // Функциональные и семантические характеристики текста, высказывания, слова. Вопросы русского языкознания. Выпуск VIII. — М., 2000. — С. 114-127.
Грамматические категории в тексте // Лингвистика на рубеже эпох. Идеи и топосы. — М., 2001.
Русское предложение и три параметра интерпретации текста // Языковая система и ее развитие во времени и пространстве. К юбилею К. В. Горшковой. — М., 2001.
Три параметра лингвистической интерпретации текста // Текст. Интертекст. Культура. — М., 2001, с.9-24
Теория коммуникативной грамматики и проблема системного описания русского синтаксиса // Русский язык в научном освещении. — М., 2001, № 2, с. 107-121.
Синтаксическое поле русского предложения и модель субъектной перспективы текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. К юбилею Г. А. Золотовой. — М., 2002, с.178-189.
Русский язык. От системы к тексту (для 10 класса школ гуманитарного профиля) (в соавторстве с Г. А. Золотовой и Г. П. Дручининой). — М., 2002, 20 а. л.
Об «эгоцентрическом измерении» в грамматике // Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Языковые функции: семантика, синтактика, прагматика. — Тарту, 2003.
От предложения к тексту (текстовые функции изолированного именительного падежа) // Юбилейный сборник И. И. Ковтуновой. М., 2004 В соавтортве с Е. Н. Никитиной публикует материалы для учебника «Русский язык. От системы к тексту» для 11 класса уманитарной специализации.
Языковые единицы контекст // Русская словесность, 2004, № 3 (в соавторстве с Е. Н. Никитиной)
Авор и герой в художественном тексте. Субъектная перпектива высказывания и текста // Русская словесность, 2004, № 8 (в соавторстве с Е. Н. Никитиной)
Грамматика крылатых слов // Русская словесность, 2005, № 3 (в соавторстве с Е. Н. Никитиной)
Синонимия простого и сложного предложения // Русская словесность, 2007, № 4 (в соавторстве с Е. Н. Никитиной)
«Независимый таксис» и присоединительные конструкции" // Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика XI. Humanioria: Ligua russica. — Тарту, 2008.
Об одной строфе из «Евгений Онегина» // «Слово — чистое веселье...» Юбилейный сборник А.Б. Пеньковского. М., 2009.
«О принципах лингвистического анализа текста» // Виноградовские чтения 2009 г. — МГПУ, 2009.
Категория лица и типология субъектов // Грамматика и текст/ Katowice, 2009.
Грамматика описательная и грамматика объяснительная: их объекты и единицы (к постановке проблемы) // Единицы языка и текст. М., 2010.
На границе таксиса // Сборник к юбилею А.В. Бондарко. Спб, 2010.
Концепция коммуникативной грамматики и ее место в современной русистике // Aktualne problemy komparatystyki słowiańskiej: teoria i metodologia badań lingwistycznych. — Siedlce 2010.
Курсы лекций в МГУ:
«Грамматика и текст» (32 ч. лекций, 32 ч. семинарских занятий) — обязательный спецкурс для 4-го(1-ый семестр) курса, завершающий цикл лекций по системной русистике (фонетика, фонология, морфемика и словообразование, лексикология и лексикография, морфология, синтаксис). Основная задача курса — соединить вертикальными связями представления обо всех уровнях русской языковой системы. Основное внимание уделяется значимым единицам языка. Фонология рассматривается как методологическая основа системного осмысления и представления языковых фактов.
В основу целостного грамматического видения кладется (а) трехмерное понимание языкового знака; (б) функционально-коммуникативный подход к грамматике; (в) исследование языковых единиц в их текстовом окружении и взаимодействии.
В лекциях отрабатываются два направления: от текста — к грамматике (на основании наблюдений над конкретными текстам уточняются грамматические описания — морфологические и синтаксические); от грамматики — к тексту (использование грамматических идей для интерпретации текстовой тактики и стратегии автора).
«Образ говорящего в грамматике и в тексте» (32 ч.) — спецкурс для 3-4-го курсов. В лекция рассматриваются лексико-грамматические механизмы обнаружения точки зрения говорящего, «эгоцентрическое измерение» современной русской языковой системы. Основные понятия — субъект, эгоцентризм, «образ автора», «эмпатия», субъективизация, авторизация, интимизация. Основная идеи — субъектная перспектива текста. Задача — представить известные грамматические объекты на фоне субъектной перспективы текста.
«Проблема классификации простых предложений» (32 ч.) — спецкурс для 4-го курса. Основные задачи — (1) сопоставить разные подходы, сосуществующие в современной синтаксической науке: одномерные (формальные или семантические), двухмерные и трехмерные; (2) представить современную синтаксическую систему как поле с центром (изосемическими структурами) и периферией; (3) продемонстрировать объяснительные возможности таких понятий, как пропозиция, структурная схема, модель предложения.
«Русский глагол в словаре, в грамматике и в тексте» (32 ч.) — спецкурс для 2-3-4-го курсов. Основная задача — соединить разные аспекты исследования глагола. На лекциях сравниваются интегрально-лексикографический и функционально-коммуникативный подходы к глагольной лексике и глагольным категориям; рассматриваются функциональные возможности разных лексико-семантических групп глаголов; функции глагольных синтаксем. Основные понятия — функция, функциональная парадигма, лексико-семантический класс глаголов. На лекциях обсуждаются отдельные словарные статьи «Функционального словаря русских глаголов» (работа над которым ведется в ИРЯ РАН).
«Функциональная грамматика на современном этапе ее развития» (32 ч.) — спецкурс для 3-4 курсов. Основная задача — сопоставить существующие функциональные грамматики. На лекциях обсуждается соотношение понятий значения и функции, функциональности, коммуникативности и дискурсивности, рассматриваются «исследовательские инструменты», используемые в разных школах функциональной русистики.
«Местоимение в грамматике и в тексте (Грамматика и поэтика местоимений)» (32 ч.) — спецкурс для 3-4-го курсов. Основная задача — соединить системно-грамматическое, референциально-семантическое и стилистическое описание местоимений. На лекциях рассматриваются разные грамматические описания системы местоимений, логический и семантико-референциальный подходы к местоименной лексике, анализируются художественные тексты и обсуждаются работы по поэтике местоимений. Особое внимание уделяется категориям определенности-неопределенности, обобщенности, эксклюзивности-инклюзивности и проблеме синтаксического нуля.
Курс по выбору для лингвистов «Функциональная морфология русского языка» (36 ч.) — для 3 курса. Основная задача — соединить системно-грамматическое описание русской морфологии с сематическим делением слов на разряды внутри частей речи.
Синтаксис русского языка (68 ч.) — читала в 1999-2002 гг. на вечернем отделении.
Примерная тематика курсовых работ:
Морфологические категории глагола и фигура наблюдателя (на материале конкретных глагольных категорий).
Категориальная семантика глагольных лексем и тип модуса (на материале определенной глагольной группы).
Глаголы интерпретации на фоне субъектной перспективы текста.
Бытийные предложения на фоне субъектной перспективы текста
Коммуникативно-текстовые условия субстантивации.
Коммуникативно-текстовые условия абсолютивизации.
Именные синтаксемы как способ обнаружения точки зрения говорящего.
Семантические разряды прилагательных, категория состояния и точка зрения говорящего.
Грамматические особенности малого жанра.
Образ автора и типы синтаксических композиций.
Функциональные возможности неопределенных местоимений в конкретном тексте
Неполнознаменательные лексемы и коммуникативный регистр речи.
Глагольные и именные средства каузации.
Глагольные и именные средства авторизации.
Грамматическое и словарное представление одной семантической группы глаголов.
Коммуникативный регистр речи как результат взаимодействия единиц разных уровней.
Публикации
Актуальная информация о последних публикациях в профиле системы «Истина».