21 февраля 2017 г. на филологическом факультете МГУ состоялась встреча, посвященная современным практикам чтения


новости факультета

Кафедра славянской филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова приглашает принять участие в IV дистанционной Интернет-олимпиаде по славянской филологии для школьников. В этом году олимпиада посвящена истории, культуре и языку Болгарии. С подробной информацией можно ознакомиться на сайте олимпиады (http://www.philol.msu.ru/~olymp/).

К участию приглашаются учащиеся 5–11 классов (задания разделены на два уровня сложности: для 5–7 и для 8–11 классов) из всех регионов России и школьников из ближнего и дальнего зарубежья. Олимпиада будет проводиться c 1 февраля 2018 г. по 15 марта 2018 г.

Результаты будут опубликованы 2 апреля 2018 г., награждение победителей и призеров пройдет на филологическом факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (дата будет сообщена дополнительно).

Призовой фонд составят научные и научно-популярные книги по славистике, а также книги по истории и культуре Болгарии. Победителям и призерам будут вручены почетные грамоты.

все новости →


«Я читаю только папирус»: чтение вчера, сегодня, завтра

21 февраля 2017 г. на филологическом факультете МГУ состоялась встреча, посвященная современным практикам чтения. Гостями встречи стали литературный критик Галина Юзефович, программный директор Института книги Александр Гаврилов, а также Сергей Волков, учитель русского языка и литературы и председатель Гильдии словесников.

Начало разговора вышло многообещающим: по словам Александра Гаврилова, никаких объективных статистических данных о книжной культуре в России не существует, поэтому опираться приходится по большей мере на личные наблюдения.

Наблюдения эти оказались чрезвычайно интересными. Галина Юзефович поделилась своими мыслями об особенностях чтения сегодня: современные технологии позволяют воспринимать текст не линейно, а как многомерное пространство. Сегодняшний читатель, встретив в процессе чтения незнакомое понятие или упоминание интересного для него события, в любой момент может оторваться от текста и отправиться, например, в «Википедию», чтобы ознакомиться с соответствующей статьей (а где одна статья, там и вторая, и третья, порой связанные с изначальным текстом чисто ассоциативно, а то и не связанные вообще). В результате сегодня мы читаем медленнее, в процессе превращая изначально цельное повествование в некий гипертекст. Более того, слабеет восприятие самого текста как конечного продукта: автору — будь то автор книги, статьи или сообщения в соцсети — нужны читательские отзывы; читателю нужна живая связь с автором (хотя само по себе это, конечно, явление далеко не новое: привет Диккенсу и Гоголю!). Таким образом, текст постоянно разрастается, изменяется под влиянием реакции на него и остается потенциально открытым. Заметна и еще одна тенденция: современные книги неуклонно «толстеют», но потенциальных читателей это вовсе не отпугивает — с маленьких экранов мы, сами того не замечая, прочитываем огромные романы.

Затронули в разговоре и феномен бестселлеров. Как получается, что не самые выдающиеся в плане художественных достоинств книги имеют грандиозный успех у массового читателя? Что стоит за этим явлением? Что такое есть в «Пятидесяти оттенках серого», что делает эту книгу лидером продаж? А главное, какую информацию о массовом читателе можно извлечь из такой популярности, и что она говорит о текущих нуждах общества в целом? На все эти вопросы участники встречи пытались найти ответы.

Одной из центральных тем обсуждения стало чтение в современной школе, и тут особенно полезным оказался опыт Сергея Волкова, который почти 25 лет работает с детьми. Упомянули актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться как самим школьникам, так и преподавателям литературы. Обсудили также и школьную программу по литературе, из-за которой учитель вынужден взваливать на учеников огромный объем текстов (и брать не качеством, а количеством), прекрасно осознавая, что мало что будет прочитано и еще меньше — усвоено. Современная программа предполагает не прививание школьникам любви к книге и чтению, а принудительное ознакомление со списком «обязательных» текстов, некой национально-культурной базы, без которой...

А что, собственно? Что, если школьник не будет знать «Историю одного города», а вместо этого прочтет что-то более интересное лично для него? Ответ на этот вопрос сформулировать непросто, да и что с этим делать — пока не очень понятно. Главное, в чем сошлись гости встречи, — необходимость продолжать делать свое дело, даже если перспективы туманны, а результаты не видны сразу.

Марина Давыдова, Анастасия Морева



Все события

119991, Москва, Ленинские горы, ГСП-1,
МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ),
филологический факультет
Тел.: +7 (495) 939-32-77, E-mail:

© Филологический факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова, 2018 г.